Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы курсовой работы по пенсионному обеспечению весьма значительна. Это связано с тем, что забота о социально незащищенных слоях населения стала неотъемлемой частью государственной политики на этапе развития рыночной экономики в нашей стране. Важным проявлением этой "заботы" является предоставление пенсий и социальных пособий. Российская Федерация является "социальным государством", и ее политика направлена на создание условий, гарантирующих достойную жизнь и свободное развитие личности. Для некоторых категорий граждан увечье или инвалидность делают невозможным зарабатывать на жизнь. Поэтому государство обязано обеспечить таким гражданам право на достойную и обеспеченную старость .
Объект исследования составляют совокупность общественных отношений, возникающих в процессе формирования, функционирования и развития пенсионного обеспечения граждан РФ.
Предметом исследования настоящей работы являются нормы права социального обеспечения в области выплаты пенсий в РФ.
Целью исследования является анализ проблем правового регулирования выплаты пенсий в РФ.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. рассмотреть понятие, условия назначения пенсии;
2.исследовать особенности выплаты пенсии;
3.проанализировать особенности выплаты пенсии за рубежом;
4.исследовать особенности выплаты пенсии в местах лишения свободы;
5.рассмотреть особенности выплаты пенсии гражданам, проживающих в стационарных учреждениях социального обеспечения.
Методологическая основа исследования. Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания, а также следующие общие, специальные и частные методы исследования: формально-юридический, системный, комплексный, нормативный.
Нормативную и эмпирическую базу исследования составили: Конституция РФ; федеральное и региональное законодательство в сфере права социального обеспечения; и иные материалы судебной практики.
Теоретическая основа исследования. Теоретической основой исследования являются труды российских ученых по праву, такие как: Филиппова М.В., Григорьев И.В., Шайхатдинов В.Ш., Мачульская Е.Е. и другие авторы.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные в ней теоретические положения могут быть использованы в целях дальнейшего изучения и решения актуальных правового регулирования выплаты пенсий в РФ.
Практические выводы и рекомендации, содержащиеся в данной курсовой работе, могут стать основой для дальнейшего детального исследования, обсуждения и решения вопросов, связанных с реформой пенсионного законодательства и развитием методов выплаты пенсии по старости.
Практическая значимость исследования в том, что на основе теоретических положений сформулированы конкретные рекомендации по совершенствованию развития системы пенсионного обеспечения населения Российской Федерации.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав основного текста, заключения, списка использованных источников, приложения. В первой главе исследования рассмотрены общие положения о назначении и выплате пенсии. Во второй главе исследования проанализированы отдельные случаи выплата пенсии. В заключении подведены итоги работы.
Глава 1. Общие положения о назначении и выплате пенсии
1.1 Понятие и условия назначения пенсии
Следует отметить, что среди ученых нет единого мнения по поводу трактовки понятия "социальная гарантия".
Например, по мнению С. Калашникова, система социальной защиты (т.е. социальная гарантия) является проявлением социально-ориентированной экономики (высокоразвитой формы рыночной экономики, наиболее полно сочетающей принципы свободной рыночной экономики и социальной справедливости).
Следует отметить, что основные параметры социальной защиты зависят от параметров общественного развития. По определению В.Антропова, социальная защита рассматривается как совокупность правовых, экономических и социальных гарантий, обеспечивающих каждому работнику право на безопасный труд, сохранение здоровья в процессе труда, экономическую защиту, помощь работникам и их семьям в случае временной нетрудоспособности на производстве, медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию. Оно рассматривается как ряд правовых, экономических и социальных гарантий.
В отечественных научных работах дается ряд трактовок понятия "социальная защита". Так, В. Грушко и Е. Либанова считают, что социальная защита - это обеспечение материального обеспечения и достойных условий жизни, чтобы все без исключения граждане не опускались ниже социальных норм. Таким образом, социальная гарантия подразумевает определенный уровень материального обеспечения (поддержка уровня доходов, социальная защита).
Пенсии - это денежные выплаты, производимые ежемесячно для компенсации населению. Право на пенсию определяется в соответствии с условиями и критериями.
По общему правилу страховая пенсия по старости назначается, если соблюдены приведенные ниже условия ее назначения:
1.наличие страхового стажа соответствующей продолжительности: не менее 14 лет в 2023 г;
2.наличие определенной величины индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК, так называемые пенсионные баллы): в 2023 г. - не ниже 25,8;
3.достижение установленного пенсионного возраста.
В настоящее время проводится постепенное повышение общего пенсионного возраста, в результате чего, начиная с 2028 г., такой возраст составит 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин. Данное положение распространяется в том числе на госслужащих.
В соответствии ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях " Лицам, в том числе госслужащим, достигшим возраста 60 или 55 лет (для мужчин и женщин соответственно) и имеющим страховой стаж соответственно не менее 42 или 37 лет, пенсия может назначаться на 24 месяца раньше достижения установленного пенсионного возраста.
Кроме того, за гражданами, достигшими пенсионного возраста до 01.01.2019, но не обратившимися за назначением пенсии либо не реализовавшими право на ее назначение в связи с несоблюдением двух других условий, сохраняется право на ее назначение без учета повышения пенсионного возраста. В таком случае продолжительность страхового стажа и величина ИПК определяются на день достижения установленного до 01.01.2019 пенсионного возраста (ст. 8, ч. 2, 3 ст. 35 Закона N 400-ФЗ; Приложения 3, 5 к Закону N 400-ФЗ; ч. 2 ст. 10 Закона N 350-ФЗ).
Право на страховую пенсию имеют следующие лица:
-граждане Российской Федерации;
-постоянно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане;
-постоянно проживающие на территории Российской Федерации лица без гражданства .
1.2 Выплата пенсии
Выплата начисленной суммы пенсии производится за текущий календарный месяц. Выплата пенсии производится ТО СФР по месту нахождения пенсионного дела на основании заявления пенсионера.
Пенсионерам, проживающим в государственных или муниципальных учреждениях социальной защиты населения, выплата пенсии производится ТО СФР по месту нахождения учреждения.
Пенсионерам, осужденным к лишению свободы, пенсия выплачивается ТО СФР по месту нахождения исправительного учреждения.
При выплате пенсий ТО СФР уполномочен:
-разъяснять правила и положения, регулирующие выплату пенсий;
-общаться с физическими и юридическими лицами для обеспечения своевременной выплаты и доставки
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "О трудовых пенсиях в РФ" // СЗ РФ. 2001. №52 (1 ч.). Ст.4920.
2. Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ (ред. от 28.12.2022) "О страховых пенсиях" // СЗ РФ. 2013. № 52 (часть I). Ст. 6965.
3. Постановление Правительства РФ от 17.12.2014 № 1386 (ред. от 24.03.2023) "О порядке выплаты пенсий лицам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы территории РФ" // СЗ РФ. 2014. № 52 (часть I). Ст.7774.
4. Приказ Минкомсвязи России от 31.07.2014 № 234 (ред. от 19.11.2020) "Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.12.2014 № 35442) // Российская газета от 31.12.2014. № 299.
5. Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (Заключено в г. Москве 13.03.1992) // Бюллетень международных договоров. 1993. № 4.
Используемая литература:
6. Григорьев, И. В. Право социального обеспечения : учебник и практикум для среднего профессионального образования / И. В. Григорьев, В. Ш. Шайхатдинов. - 8-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2023. - 431 с.
7. Кочанова Т. Отказ в назначении пенсии по вине работодателя // Трудовое право. 2018. № 12. С. 33 - 37.
8. Маматказин И.Р. Проблемы формирования пенсионных прав лиц, осужденных к лишению свободы // Журнал российского права. 2022. № 3. - С. 88.
9. Мачульская, Е. Е. Право социального обеспечения : учебник для среднего профессионального образования / Е. Е. Мачульская. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 449 с.
10. Особенности реализации гражданских прав осужденных к лишению свободы: учеб. пособие / под ред. М.М. Попович. Вологда, 2017. С. 190 - 198;
11. Седельникова М.Г. Социальное обеспечение лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы // Вестник Омского университета. Серия "Право". 2010. № 3 (24). С. 81 - 84.
12. Право социального обеспечения : учебник и практикум для среднего профессионального образования / М. В. Филиппова [и др.] ; под редакцией М. В. Филипповой. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2022. - 451 с.
13. Трегубова Е.А. Особенности реализации права на социальное обеспечение лицами, отбывающими наказание в местах лишения свободы // Юридическая наука и практика. Альманах научных трудов Самарского юридического института ФСИН России. Самара, 2020. С. 218 - 222.
Интернет ресурсы:
14. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020): http://www.pravo.gov.ru.[14.04.2023]
15. Решение Ступинского городского суда от 30 октября 2017 года по делу N 2-2263/2017: https://www.consultant.ru.[14.04.2023]
16. Решение Советского районного суда г. Краснодар от 18 мая 2017 г. по делу N 2-2887/17: https://www.consultant.ru.[14.04.2023]